![]() |
![]() |
Развитие
речного флота.
В годы империалистической
и гражданской войн народное хозяйство страны пришло в упадок. Много судов
погибло. К тому же в 1920 г. Волга сильно обмелела и на многочисленных
перекатах скапливалось большое количество судов, ожидающих разгрузки. В
экспозициях музея широко представлены материал и модели по развитию нефтеперевозок
на Волге.
По переписи 1923 г. оказалось,
что большинство из оставшихся нефтеналивных барж непригодно к работе.
И уже с 1926 г. (по 1929 г.) поступило 20 несамоходных судов общей грузоподъемностью
130 тыс. т.
В 1929 г. вступил в строй
первый колесный пароход "Красный шахтер" мощностью 1200 л. с., построенный
Сормовским заводом. В музее экспонируется модель этого парохода под названием
"Коллективизация".
В 1931 г. был модернизирован
на заводе "25-е Октября" буксирный пароход "Редедя -- князь косожский"
("Степан Разин"). Мощность его 1600 л. с. Это был самый мощный буксир того
времени. В музее экспонируется модель парохода "Степан Разин".
В связи с таким пополнением
заметно увеличились перевозки нефти. С каждым годом рос и совершенствовался
флот. На стендах музея широко освещается стахановское движение на флоте
под аншлагом "Основные этапы соц. соревнования и передовых методов труда
на флоте Волги".
Развитие
перевозок.
Численность танкеров флота
по сравнению с 1960 г. увеличилась почти в 6 раз. Пароходство "Волготанкер"
располагает в настоящее время различными типами танкеров. Строительство
их началось в 1958 г.
Экспонируется модель
танкера "Лось"
грузоподъемностью 3000 т, мощностью 1000 л. с. со скорость хода 18 км/ч.
Предназначен для перевозки нефтепродуктов всех классов. Большой интерес
представляет экспонируемая модель нефтесухогруза оболоченной конструкции.
Этот теплоход предназначен для перевозки нефтяных грузов всех классов,
а также сухих грузов. Мощность теплохода 2400 л. с., скорость хода 20,7
км/ч при осадке 4 м. Грузоподъемность около 5 тыс. т. Экспонируются
в этом разделе также плакат по танкеру типа "Великий", модель мелкосидящего
танкера "Олег Кошевой".
Позднее был создан тип судна,
который имел большую грузоподъемность, хорошие мореходные качества и осадку,
позволяющую идти с грузом по реке. И в настоящее время перевозки смешанного
плавания "река -- море" выполняются танкерами типа "Волгонефть".
Также в музее широко представлен
раздел по развитию метода толкания на Волге. Появление и распространение
этого метода позволило повысить и скорость, и грузоподъемность составов,
привело к созданию мощного грузового флота и толкачей мощностью 1200, 1340,
1500, 2400 и 4000 л. с. Эти суда толкают составы грузоподъемностью 12,
16, 18, 20, 27 и 36 тыс. т. Скорость передвижения таких составов увеличилась
с 10 до 14, 16, 18, 22 км/ч.
Грузовые
теплоходы, буксиры, толкачи и баржи.
В связи с тем, что прогрессивный
метод вождения составов способом толкания признан наиболее эффективным,
приступили к серийному строительству буксиров-толкачей "Зеленодольск" мощностью
1200 и 1340 л. с. Толкач имеет два главных двигателя мощностью по 600-700
л. с. каждый. Некоторые судовые системы автоматизированы. Ходовая рубка
теплохода оборудована современными навигационными приборами -- радиолокаторами
и эхолотом. В музее экспонируется модель такого теплохода-толкача "Зеленодольск".
Вскоре на Волгу вышли теплоходы-толкачи
"Пекин", "Плевна", "Братислава". Примерно в тоже время был сдан в эксплуатацию
толкач ОТ-801 мощностью 800 л. с. для работы в озерных условиях.
начале освоения толкания
применялись баржи, на корме у которых были установлены упорные устройства.
Имело место массовое строительство барж с открытыми грузовыми трюмами для
перевозки сухих грузов. Грузоподъемность этих барж 1800-3000 т.
На
Волжско-Камском, Волго-Донском и Северо-Западном бассейнах перевозка грузов
осуществляется мощными толкачами, секционными составами, речными грузовыми
теплоходами типа "река-море". В музее экспонируется модель секционного
состава грузоподъемностью 7500 т и теплохода-толкача мощностью 1340 л.
с. В музее экспонируется плакат с подробными сведениями по речному толкачу
"Маршал Блюхер" и модель с секционным составом массой 16,5 тыс. т.
Этот толкач может
толкать составы грузоподъемностью до 36 тыс. т. Была достигнута скорость
хода с грузом 18 км/ч, осадка с грузом -- 4 м.
Экспонируются плакаты
и модель грузового теплохода-катамарана грузоподъемностью 600 т,
построенного на заводе
им. 40-ой годовщины Октября в 1962 г. Этот теплоход имеет мощность
1080 л. с., развивает скорость 24,4 км/ч.
Имеются плакаты и модель
грузового теплохода-катамарана "Братья Игнатовы" грузоподъемностью 1000
т. При мощности 1800 л. с. развивает скорость 28 км/ч.
Позже возникла идея строительства
двухкорпусных катамаранов, принадлежащих доктору технических наук профессору
ВГАИВТа М.Я.Алферьеву. Он является основным инициатором строительства катамаранов
для эксплуатации их на внутренних водных путях. Экспонируется плакат
и фото по составному грузовому теплоходу "XXIII съезд КПСС" общей грузоподъемностью
10 тыс. т.
Также в музее экспонируется
поворотная насадка. Это кольцо, которое в сечении имеет профиль авиационного
крыла с выпуклостью, обращенной внутрь, а передней кромкой направленной
в нос судна. В таком кольце, жестко скрепленном с корпусом судна, работает
гребной винт. Насадки стали эффективным органом управления толкачей и буксиров,
их стали применять на грузовых теплоходах и танкерах.
Суда
типа "Река-море".
Раньше морские карали не
могли войти в Волгу и, наоборот, с Волги речные суда не могли выйти на
морские просторы. И вот конструкторы завода "Красное Сормово" создали такие
судна, которые могут выходить в море, ибо они обладают достаточной прочностью,
чтобы преодолевать морские штормы,
и имеют при этом осадку, необходимую для плавания по рекам. Теперь грузы
без перевалки перевозятся сквозными рейсами с Волги в море и обратно.
В музее экспонируются
модели и фотоплакаты по грузовым теплоходам "река-море", предназначенным
для перевозок массовых (навалочных) грузов.
Экспонируется плакат
и модель сухогрузного теплохода "Балтийский", предназначенного для
перевозки хлеба, хлопка, бумаги, леса и угля по внутренним водным путям
страны с выходом в море. Грузоподъемность -- 2000 т, мощность двигателей
-- 1200 л. с., скорость хода с грузом -- 18,7 км/ч.
Также экспонируется модель
"50 лет пионерии", изготовленного в дар музею студентом механического факультета
В.И.Пакиным, и плакат грузового теплохода "Сормовский". Это судно с двойным
дном и двойными бортами, закрытыми грузовыми трюмами построено на заводе
"Красное Cормово". Ему присвоен государственный Знак качества.
Развитие
пассажирского флота.
Развитие пассажирского флота
идет двумя путями -- флот для туристических перевозок (водоизмещающий)
и флот для деловых пассажиров (скоростной).
В экспозициях музея --
модель и плакат пассажирского озернро-речного трехдечного дизель-электрохода
"Советский Союз", предназначенного для туристических рейсов по маршруту
Москва-Астрахань. Это судно -- одно из крупнейших речных судов, построено
на заводе "Красное
Сормово" в 1958 г. Пассажировместимость
-- 439 чел., скорость хода -- 26,5 км/ч, мощность главного двигателя --
2700 л. с.
Экспонируется модель
и плакат грузопассажирского трехдечного теплохода типа "Родина". Проект
ЦТКБ МРФ, построен теплоход в ГДР в 1954 г. Пассажировместимость -- 367
чел., мощность -- 1200 л. с., скорость хода -- 25 км/ч.
В 1957 г. в ЧССР был построен
грузопассажирский трехдечный теплоход "Октябрьская революция". Пассажировместимость
-- 426 чел., мощность -- 1575 л. с., скорость хода -- 25 км/ч.
![]() |
Помимо этого в музее можно увидеть модели и плакаты трехвинтового, четырехпалубного озерно-речного пассажирского теплохода для продолжительных туристических поездок "Валериан Куйбышев" и трехвинтового четырехпалубного теплохода для туристических поездок "Владимир Ильич". |
![]() |
Для внутригородских и местных пассажирских перевозок к услугам пассажиров -- пассажирский теплоход типа "МО". |
Развитие
скоростного флота на Волге.
Для современного пассажира
нужны более высокие скорости для передвижения по речным путям, поэтому
были созданы новые быстроходные суда.
В разделе "Скоростной
флот" экспонируются модели и фотоплакаты судов на подводных крыльях типа
"Ракета", "Метеор",
"Спутник", "Буревестник".
Экспонируются также модели и фотоплакаты судов на воздушной подушке
-- опытный теплоход "Нева", газотурбоход "Сормович" и теплоход
снегового типа "Горьковчанин".