Ссылка на начальную страницу
Развитие водных путей до революции 1917 года.
Развитие водных путей после революции 1917 года.

Основные этапы развития внутренних водных путей до революции 1917 года.
Река Иловля,впадающая в Дон,и река Камышинка,впадающая в Волгу,сближаются своими верховьями примерно до 4-5 км.Это место с древних времен использовалось для переправы с Волги в Дон. Суда поднимались по одному из притоков до места наибольшего сближения.Там суда разгружали,вытаскивали на берег,перевозили посуху на катках в другой приток и по нему спускались в систему другой реки.Этот путь получил название Волго-Донский.
Первая попытка устройства соединения Волги с Доном была предпринята именно на "переволоке".Эта попытка относится к 16 столетию,когда турецкий султан Селим 2 отдал распоряжение построить канал,соединяющий Волгу с Доном. По преданию,более 20 тыс.солдатработали на выемке грунта.Тяжелые земляные работы,отсутствие санитарных условий вызывали массовые заболевания.Кроме того,сухопутные войска Селима потерпели поражение под Астраханью.Были заброшены работы по строительству канала,но его следы сохранились до настоящего времени в виде глубокой канавы,называемой турецким валом. Петром 1,который прекрасно понимал значение этого строительства,через 130 лет была принята попытка сооружения Волго-Донского канала,но она оказалась неудачной.Повторное строительство продолжалось 3 года. К концу 1701 г.канал был частично закончен,а некоторые шлюзы построены полностью.Но в разгар работ был получен приказ о разрушении из-за войны со Швецией.От этого канала сохранился след-Петров вал.
В 1702 г.началось строительство Епифанского канала около Иван-озера,который соединял бы Дон с Шатью-притоком реки Упы.Общая длина составляла 229,4 км.Работы продолжались до 1770 г. В 1806-1810 гг.было подготовлено еще три шлюза.Затем последовал перерыв до 1839 г.,а позже дано распоряжение о ликвидации канала. В зале экспонируются документы по истории соединения Волги с Доном.

Основные этапы развития внутренних водных путей после революции 1917 года.
В 1934 г.вошел в строй Беломорско-Балтийский канал,соединивший кратчайшим путем Белое и Каспийское моря и вновь освоенные северные земли с южными,центральными и северо-западными.С его постройкой путь из Ленинграда в Белое море стал на 4 тыс.км короче. Габариты судового хода и шлюзов были для прохождения всех типов речных судов,а также морских лихтеров.Для преодоления водораздела имеется 19 шлюзов,из них 7 на южном склоне и 12 на северном.Из общей протяженности пути на долю искусственных каналов приходится 43 км и на долю озер,водохранилищ и рек - 184 км.
В 1937 г.был сдан в эксплуатацию канал Москва-Волга. Этот канал соединил Москву глубоководным путем с Волгой. На северном склоне канала сооружено 6 однокамерных шлюзов,с помощью которых преодолевается перепад в 48 м.На южном склоне падение преодолевается двумя двухкамерными шлюзами. Для обеспечения транзитного судоходства от Москвы на р.Оку на протяжении 194 км сооружены 5 шлюзов.На Оке ниже устья р.Москвы имеется еще 2 шлюза. Последний на Москворецко-Окской системе шлюз Кузьминский. В 1934 г.была составлена схема Большой Волги,предусматривающая комплексное использование этой реки в транспортно-энергетических целях. После проведения ряда проектно-изыскательских работ было намечено построить на Волге и Каме 13 гидроузлов,а на Днепре-6. В 1941 г.были введены в строй Углический и Рыбинский гидроузлы. Их строительство обеспечило выход из канала им.Москвы на Волгу. После войны появился Волго-Донский канал им.Ленина.Введенный в эксплуатацию в 1959 г.,он соединил Волжский и Донской бассейны. Общая протяженность канала 101 км.Там возведено 13 однокамерных шлюзов,9 из которых преодолевают перепад 47 км.
Следующим этапом Большой Волги было окончание строительства в 1955 г.Горьковского и Куйбышевского гидроузлов. В 1968 г.вступил в строй Саратовский гидроузел на Волге. В 1969 г. приступили к сооружению Чебоксарского гидроузла. В 1954 г.был построен Пермский гидроузел. В 1962 г.вступил в строй Воткинский гидроузел.,а в1964 г.- Водно-Балтийский.Это современное гидротехническое сооружение,на котором имеется 7 новых шлюзов с автоматической системой шлюзования.
Кроме фотоплакатов и отдельных фотографий, в разделе экспонируется несколько моделей. Среди них модель многочерпакового дизель-электрического земснаряда, предназначенного для дноглубительных работ на тяжелых грунтах. Экспонируются фотоплакаты головного дизель-электрического землесоса"50 лет Октября".Он построен в 1969 г. на судоверфи в г. Праге.