В начале XVIII века оборонное значение Нижегородского кремля было окончательно потеряно, и вплоть до середины XVIII века на содержание кремля не обращалось большое внимание, и по описи 1765 года он находился в сильно обветшавшем состоянии.
В 1782 -83 для хозяйственных нужд было разобрано предмостное укрепление пред Дмитриевской башней. Кирпич и щебень от его разборки пошли на постройку фундамента здания присутственных мест, (в дальнейшем здание кадетского корпуса.)
Зимой 1785 г. нижегородский наместник И.М. Ребиндер и губернский архитектор Ананьин осмотрели повреждения кремля, его полусгнившие кровли и обвалы стен. В мае 1785 года был получен указ об отпуске на ремонт кремля ежегодно по 7500 рублей в течение 4 лет. Но деньги из казначейства почти не поступали. Ремонт Нижегородского кремля проходил под руководством нижегородского наместника И.М. Ребиндера. Архитектор Ананьин Я.А. и производивший работы губернский землемер М. Тенягин придали кремлю новый для него характер. Кровли со стен были сняты,
а зубцы понижены на 2/3 высоты на башнях заложены боевые окна, взамен которых были оставлены прямоугольные обычного типа проемы, шатровые кровли заменены пологими конусами, а по краям их установлены балюстрады из точеных деревянных балясин. Все каменные части кремля побелены, а крыши покрашены красной краской. Башням было найдено новое использование, в них разместились склады пороха, железа, провианта, амуниции, губернский архив, участок полиции, полковое казначейство, военный суд, школа для солдатских детей. После засыпки рвов и выравнивания площади перед Дмитровской башней высота ее стен понизилась почти на 6 -м, и башня как бы вросла в землю. Нижние ярусы башен, лишенные света и вентиляции, превратились в сырые, темные подвалы. В 1785 году северные стены с Зачатской и Борисоглебской башнями попросту разобрали и заменили менее высокими стенами. Правда, в них строители выдержали прежнюю конструкцию, соблюдали старые размеры камня и кирпича, тщательно выполняли кладку. Но новый фундамент был заложен по контуру смещенных оползнем стен башни неглубоко, под ним остался неслежавшийся грунт и фрагменты древней деформированной кладки. Поэтому стена прожила недолго.
В 1814 году были пробиты новые ворота у Дмитриевской и Ивановской башен. Наиболее крупные работы XIX века были проведены в 1816 году (на 9,3 тыс. рублей) и 1829 - 1830 (на 32,5 тыс.рублей) В XIX веке была тенденция сноса отдельных участков стены и башен, под тем предлогом, что они мешают городскому движению и благоустройству города. В 1833 году составляется проект перекладки всего подгорного участка на свайном основании. Новая кирпичная ограда толщиной 1,2 м и высотой 4-6 м была поставлена несколько севернее прежней на нетронутом грунте. По верху ее был устроен проход, поддерживавшийся арками. Башни заменены воротами в стене, место Зачатской башни занял "сход к Живоносному источнику", а около прежней Борисоглебской был устроен "Духовской пролаз". Стена 1833 года, постепенно разрушаясь, продержалась немногим более ста лет.
Существующее сейчас различие по высоте межу стенами, выходящими к Зеленскому съезду и Почаинскому оврагу, и стенами на площади Минина и Пожарского в XIX веке в результате планировочных работ, засыпки и устройства бульваров снаружи кремля.
Ансамбль Нижегородского кремля в том виде, какой он имел к 1917 году, сложился с середины XIX века. Во второй половине столетия новые сооружения не строились, улучшалось только благоустройство, разбивались новые сады и бульвары, выравнивались и укреплялись откосы. Дмитриевская Башня в 1896 г была перестроена под художественно-исторический музей, автор проекта Н.В. Султанов.
В 1920 годы многие башни кремля оказались без надзора, и были заброшены. Особенно сильно пострадала Ивановская башня, где после ликвидации Нижегородской губернской ученой архивной комиссии остались лишь голые стены. Белая и Кладовая башня, в которой хранились архивные материалы различных ведомств, сгорели вместе с архивами.
В период восстановления народного хозяйства было обращено внимание на древние сооружения кремля. В 1926 -1928 годах была заменена облицовка прясла между Дмитриевской и Пороховой башнями и некоторых других кремлевских стен.
В течение 200 лет кремлевские стены стояли без покрытия, подвергались действию атмосферных осадков. Башни, переоборудованные в сугубо утилитарных целях, потеряли образ грозного боевого сооружения. От многократного промерзания кирпичной и белокаменной кладки, ее сильного увлажнения начала отслаиваться облицовка, местами расслоение захватило и глубину каменного массива. В некоторых башнях отделялись целые многотонные фрагменты кладки. Иногда своды, лишенные пят, держались как консоли с выносом по 4,5- 5 м только благодаря тому, что кладка их с годами превратилась в сплошной монолит. Количество насыпного грунта, скопившегося за много лет с внутренней стороны стены слоем 8-12 м, достигло 25-30 тысяч кубометров. Деформация ряда участков кремля к середине XX века дошла до катастрофических пределов и угрожала дальнейшему существованию памятника
В январе 1949 году было принято постановление Совета Министров РСФСР, о восстановлении ряда древних памятников, в том числе и нижегородского кремля и об улучшении благоустройства города Горького. В годы войны стало очевидно, что история народа в тяжелое время остается единственной точкой опоры и той основой, что объединяет народ. Градостроительное значение кремля, его плохое техническое состояние требовали безотлагательных инженерно-укрепительных и архитектурно-реставрационных работ, ликвидации аварийных участков. В то же время по самому своему характеру для реставрации необходимы были серьезная, иногда длительная подготовка, тщательное изучение объекта; предварительно следовало провести инженерную защиту, обеспечить устойчивость, как сооружений, так и всего кремлевского холма. При реставрации кремля нужно было укрепить стены и башни, выявить и восстановить их первоначальную архитектуру.
Работы были начаты осенью 1949 года Горьковским участком Республиканской специальной научно-реставрационной мастерской. Под руководством архитектора И. В. Трофимова был обследован весь кремль и восстановлен опытный участок стены. Восстановление кремля поручили единственной в то время, реставрационной мастерской, базировавшейся в Троице-Сергиеве, под Москвой. Кроме этого был наставник - Д.П. Сухов, непревзойденный знаток древней христианской архитектуры, занимавшийся восстановлением Московского кремля после 1917 года. Совместно с И. В. Трофимовым работали архитектор Я. Н. Трофимов и историк И, А. Кирьянов. В обследовании 1950 г. принимали участив архитекторы С. Л. Агафонов, Е. П. Агафонова, В. М. Дворяшин, В. Н. Рымаренко, Н. В. Ушаков; инженеры П. В. Баландин, А. М. Башкироа, В. Н. Баутин, Д. В. Рудаков, П. И. Тихонравов, М. Г. Устинов. На различных этапах этой работы принимали участие; археолог В. И. Матвеева, научные сотрудники И. Н. Соловьева-Волынская, Н. И. Филатова; архитектор Е. П. Бойко, Н. Д. Брюн, Н. Д. Недович, Е. А. Окишев, В. А. Орельский, В. В. Орельский, В. Я. Чащин: инженеры В. В. Аратский, Б. Л. Вальков, Г. Г.Вечтомов, Н. П. Колпашников, Е. В. Макаров, И. И. Погорельский, В. В. Раевский, Д. В. Рудаков, К. И. Рязанов; в период 1966-1975 гг. значительную работу по исследованию и надзору за производством реставрации провел архитектор Л. И. Пименов.
С 1951 года научным руководителем и автором проекта реставрации кремля был назначен архитектор С. Л, Агафонов. На протяжении ряда лет шли подготовительные работы: изучались архивные материалы, проводил археологические исследования и точные обмеры, выполнялись зондажи и шурфы, составлялись проекты укрепления и реставрации отдельных первоочередных объектов. Московским институтом Гипрокоммунстрой была выполнена геодезическая съемка и под руководством инженера В. М. Костомарова-проект инженерной защиты исторических сооружений кремля, включавший устройство наружных водостоков, планировку откосов и противооползневые мероприятия. Все это дало возможность в 1961 году закончить проект реставрации Нижегородского кремля
Одним из первых вопросов при реставрации Нижегородского кремля, был вопрос о том, что существующие стены покоятся на остатках белокаменного великокняжеского кремля XVI века. С начала реставрации определилась ее общая направленность. При выборе объектов ежегодных работ учитывались степень аварийности того или иного участка кремля и роль его в общем, благоустройстве города. В соответствии с этим были установлены четыре очереди работ. К первой очереди отнесены прясла стен от Коромысловой до Георгиевской башни, выходящие на центральную площадь нагорного района города. Вторая очередь включала стены и башни речного фасада города- от Георгиевской до Тайницкой башни, вся северная сторона кремля за исключением его нижнего, полностью разрушенного участка. В третью очередь входили прясла, расположенные по бровке Почаинского оврага западной стороне кремля, так как до реставрации здесь было обходимо выполнить большой объем земляных работ.
Целенаправленность всех реставрационных мероприятий, постоянная поддержка областных и городских руководящих совете и партийных организаций позволили в основном закончить реставрацию огромного сооружения к 1965 году. После укрепления всех сохранившихся до нашего времени сооружений кремля были начаты работы четвертой очереди. Предстояло восстановить нижнюю часть северной стороны кремля, где стена оказалась разрушенной до уровня земли, а точнее местоположение стоявших здесь Борисоглебской и Зачатской башен невозможно было установить без предварительных раскопок. В 1974 году была поставлена на первоначальном месте Борисоглебская башня, теперь как футляр над подлинным фрагментом древнего сооружения.
При реставрации большого труда стоило найти первоначальные зубцы полной высоты на стенах, поскольку еще в 1785-1790 г по всем кремлевским стенами разобрали верхушки зубцов. Несколько древних зубцов осталось в неизменном виде на уступах стен на пряслах Георгиевская -Борисоглебская, Ивановская - Часовая. Наиболее хорошо сохранившиеся и перевязанные с кладкой башенных стен полузубец и Георгиевской башни, и особенно зубец к югу от Тайницкой башни, были взяты за образец при восстановлении всех остальных стен Нижегородского кремля. Все сохранившиеся зубцы имеют одинаковую высоту от подоконника до выступа венчающей головки, которая украшена кирпичным орнаментом в виде "Ласточкина хвоста", выступающим из плоскости прямоугольных зубцов.
В реставрированном кремле воссоздано своеобразие русского характера крепостной архитектуры, сочетавшей монументальную простоту и строгость с теплотой и живописностью, тесно связанной с округлой мягкостью береговых холмов Волги и всем окружающим природным пейзажем.
Составлено по материалам книг:
И.А. Кирьянов "Нижегородский кремль. Очерки истории кремля в городе Горьком ", Горький,1956.
С.Л. Агафонов. Нижегородский кремль. Горький , 1976.
Храмцовский Н.И. История и описание Нижнего Новгорода. Нижний Новгород. 1998.
|