Нижегородский Кремль
Нижегородский Кремль и его застройка
 Кремлевский фуникулер
Остатки Кремлевского фуникулера.

      Нижегородский фуникулёр или элеватор, как его называли нижегородцы, своим рождением обязан одному из самых знаменательных событий в жизни города - Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года.

      Однако нельзя сказать, что мысль об улучшении подъема в гору и кремль, возникла у губернатора, чиновников городской управы только после царского указа о Всероссийской выставке. Дело в том, что географическое расположение города на высоком правом берегу Оки и Волги, изрезанном оврагами, и ранее заставляло искать инженерные решения, чтобы преодолеть значительный перепад высот, с которым с трудом справлялись конные экипажи. Кремлевский фуникулер начало XX в.

      Известный нижегородский механик В. И. Калашников еще в 1885 году обратился к городскому голове с предложением устроить подъемник собственной конструкции типа фуникулера для доставки нижегородцев с Нижнего базара (Скоба в начале ул. Маяковского) на Верхний базар, конечный пункт подъема должен был быть на территории Нижегородского кремля. Увы, предложение Калашникова в городской управе осталось без последствий.

      Это не значит, что решение проблемы не было актуальным. На одном из заседаний городской думы гласный Уткин заявил, что всякое приспособление для подъема грузов и людей на гору городскому населению очень полезно и выгодно, поскольку все материалы (лес, камень, дрова и т. п.), доставленные с берега реки на гору, увеличиваются в цене за счет доставки более чем на 30%. Механизированный подъем мог бы составить населению огромную экономию. Кремлевский фуникулер XIX в.

      В 1888 году дума объявила конкурс на лучший проект фуникулера. Из гласных думы для этого создали комиссию, в которую входили историк А. С. Гациский, инженер В.М. Лемке, промышленники Я.В. Башкиров и А.А. Добров.

      В 1889 году московская фирма "Ф. И. Герле и К°" представила свой проект подъемника, а также предложила построить конно-железную дорогу по верхней и нижней частям города. Проект этой фирмы заинтересовал городскую управу и был направлен на утверждение в -Петербург в Министерство внутренних дел, где его в целом одобрили и вернули главе фирмы на доработку.

      Прошло два года, прежде чем городской управой в августе 1892 года был одобрен проект концессии на строительство конно-железной дороги, представленный Ф. И. Герле и его компаньоном Р. Я. Килевейном, который 20 января 1893 года предложил вместо конки построить электрическую железную дорогу.

      В Н. Новгороде трамвайные пути оборудовались фирмой предпринимателя из С.-Петербурга - камер-юнкера Р. К. фон Гартмана. Он предложил интересное решение: устроить две отдельных линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулерами, получившими названия Кремлевский и Похвалинский, в городе их звали элеваторами. Проект городской думой был одобрен, и 16 мая 1895 года между заинтересованными сторонами заключен договор. Гартман условия его выполнил, за исключением срока пуска линии. Пробное движение по линиям и фуникулерам началось 21 июня 1896 года.

      Впоследствии Нижегородцы пользовались фуникулёром для быстрейшего подъема в гору.

      Материал подготовлен по статье:
Горюнов В. В. Нижегородский трамвай 1896 г. // 100 лет XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896г. в Нижнем Новгороде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 сентября 1996г. Нижний Новгород. 1997.
Назад

[В начало]      [История Кремля] [Башни] [История застройки] [История реконструкции]     
[Другие интернет ресурсы по Нижегородскому Кремлю]     
©  Музей ННГУ им.Н.И.Лобачевского, 2004