В этом разделе пожелтевшие от времени документы, фотографии рассказывают о том, что уже в 1891 году делались попытки открыть трамвайное движение в Нижнем Новгороде. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь при организации Всероссийской промышленно-торговойи художественной выставкив 1896 году. Нижний Новгород тогда преображался. И часть денег, выделенных на благоустройство города, былавложена в стройтельство городкой электрической дороги. Таким образом, нижегородцы вторыми в Российской империи (после Киева) получили возможность пользоваться новым видом транспорта - трамваем. Нос недавних пор киевский трамвай, лидер электортранспортников Союза, оказался за границей. И отсюда нижегородскиц трамеай - первый трамвай Российской Федерации.
Экпозиция первого раздела рассказывает, что первое трамвайное движение в Нижнем Новгороде открыла фирма "Сименс и Гольске". Начинаясь от главного входа линия "Сименс и Гольске" проходила по Напольно-Вокзальной улице, мимо железнодорожного вокзала по Московской и Александрово-Невской улицам вдоль Ярмарки до плашкоутного моста.
На территории самой выставки круговую трамвайную линию построила русская фирма М.М.Подобебова 9 июня 1896 года (21 июня по новому стилю). Эта дорога шла между павильонами, что помогало быстрому передвижению посетителей по выставке.
Представлен "Основной городской трамвайный договор", в котором говорится, что нижегородская городская управа предоставляет право на устройство трамвайно-элеваторного сообщения в нагороной части города Рафаэлю фон Гатману.
В 1897 году монопольным владельцем нижегородских трамвайных линий становится "Русское общество электрических дорог и электрического освещения".
Условия труда рабочих, особенно линейного персонала, были тяжелые. Рабочий день их длился 10-12 часов в сутки, а в период работы ярмарки дозодил до 14-16 часов. Площадки вагоновожатых были открытые, пользовались ручным тяжелым тормозом. На конечных станциях не было служебных помещений для обогрева, водители и кондуктора сами делали из снега юрты, заливали их водой и там прятались от ветра.
В зтом разделе представлены "Труды 5-го Всероссийского электрического съезда", который проходил в Москве в 1908 году. Из них мы узнаем, что наибольший рабочий день низшего персонала был на нижегородском трамвае: 256 часов в месяц, тогда как в других городах не превышал 240 часов. В то же время заработок на нижегородском трамвае был знвчительно ниже других (330 рублей).
Документы рассказывают о тм, что в 1914 году под давлением общественности и технической экспертизы городской управе удалось выкупить трамвай у концессионеров.
В 1919 году в связи с разрухой трамвай в городе прекратил свою работу.