Графический образ готовится к публикацииПраздники татар-мишарей

В деревнях мишарей не праздновали сабантуй и джнен, но до сева (з дии Пасхи) дети также собирали крашеные яйца и устраивали игры с ними (кызыл йоммрка кене - 'День красного яйца').

Летом проводился обряд пожелания благополучия, хорошего урожая, сопровождаемый общественным жертвоприношением и коллективным угощением. Жертвенные животные (овцы, телёнок, бык, корова) покупались на средства, собранные у населения. Обряд проводился в определённом месте - в поле либо возле старинного кладбища: мужчины резали, освежёвывали жертвенное животное и тут же готовили в нескольких больших котлах густой суп - отваривали мясо, затем в этот бульон опускали крупы (пшено, полбу, гречиху), картошку, собранные также подворно. На угощенье, предваряемое коллективным молением, в котором участвовали мужчины старшего возраста, собирались все жители аула. Молодежь устраивала игрища. В новогодние дни - нар-дуган (роштва) в домах проводились игрища девушек, сопровождаемые различными гаданиями.

Крещёные Татары отмечали праздники христианского календаря, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников казанских Татар. Так, в пасхальные дни (до сева) проводился сабантуй, в некоторых деревнях под названием серэн, шыйлык. Летний праздник кряшен, несмотря на то, что был приурочен ко времени одного из праздников христианского календаря, по форме напоминал тот или иной вариант джиена. В современное время традиционная система праздничной культуры претерпела существенные изменения. Летний праздник джиен был постепенно заменён унифицированной формой праздника сабантуй, который проводился приблизительно в одни сроки по всей республике после завершения сева. В настоящее время сабантуй-. повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы татар, которые в прошлом его не праздновали.

Литература: Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова, Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-326

Смотрите также в Интернете:
http://www.ethnos.nw.ru/cgi-bin/el.exe?etnoscod=118
http://www.museum.nnov.ru/CultTour/comm/leaf.phtml?lid=939